image/svg+xml

Новости

18 июня 2019

Дневники первого дня прослушиваний I тура XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

image

18 июня

Специальность «фортепиано»

Какова вероятность того, что из восьми конкурсантов, выступавших в первый день конкурса, трое, причем подряд, сыграют «Апассионату» Бетховена? По моему разумению – крайне мала, такая вероятность стремится к нулю.

Однако именно это случилось в первый день прослушиваний: Ань Тяньсю из Китая, петербуржец Арсений Мун и Артем Ясинский, представляющий Украину, не сговариваясь – так уж лег жребий – сыграли на вечернем прослушивании три «Апассионаты» кряду. И если уж углубляться в дебри статистики, этим, в высшей степени многозначительным совпадением, дело не ограничилось.

Два пианиста из Китая, открывавших конкурсный марафон – Се Мин и У Ючун – выбрали для выступлений 18-ю ми-бемоль мажорную сонату Бетховена и этюд Шопена соль-диез минор. Четверо выступавших играли знаменитую «Кампанеллу» Листа- Паганини. Если же расширить поле статистических выкладок, то семеро участников из восьми выбрали для первого тура сонаты Бетховена среднего, и, преимущественно, позднего периодов: № 21, «Аврору», № 26, дважды - № 18 и трижды - № 23, «Апассионату». Хотя правилами конкурса оговаривается, что  конкурсанты вольны выбирать из сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена и Клементи – а это добрых две сотни опусов. Главное, чтобы соната относилась к классическому стилю, хотя бы формально.

К слову, на конкурсах Чайковского, проходивших в последней трети ХХ века на первом туре играли больше Гайдна и Моцарта; Бетховена приберегали на второй тур, а то и вовсе заменяли на романтические сонаты.

Вообще выбор репертуара для конкурса – дело очень непростое, ведь нужно учесть и особенности дарования конкурсанта, выпятить его сильные стороны, по возможности, завуалировать слабые и лучше этот выбор делать вместе с педагогом.

Для первого тура по видеозаписям отобрали 24 пианиста. Позже к списку добавили 25-го участника: было решено допустить к конкурсу победителей Всероссийского музыкального конкурса.

Только две девушки примут участие в состязании пианистов: Анна Генюшене (Россия) и Сара Данешпур (США). Согласно жеребьевке, обе играют в третий день прослушиваний. Так что конкурс пианистов получился откровенно мужским; к слову, по другим специальностям девушек куда больше. А по специальности «скрипка» девушки составляют большинство.

Из 25 пианистов  10 – россияне; и еще трое – из «бывших» наших и республик СНГ. Относительно мало  конкурсантов из Азии.

По правилам конкурса программа выступлений на первом туре длится от 40 до 50 минут и обязательно должна включать прелюдию и фугу Баха из «Хорошо темперированного клавира», классическую сонату (целиком), одно или несколько произведений Чайковского и три виртуозных этюда: Шопена, Рахманинова и Листа. Предварительный отбор по видеозаписям проводил председатель жюри Денис Мацуев и несколько членов основного жюри.  И первый же день прослушиваний показал, что борьба, которая развернется на конкурсе пианистов, будет ожесточенной, а выбор – тяжелым. Профессиональный уровень практически всех участников очень высок, а это значит, что жюри придется отбирать лучших, ориентируясь даже не на технические кондиции – но на чисто художественные критерии: владение разными стилями, масштаб личности, индивидуальность, умение сказать что-то свое по поводу исполняемого опуса, услышать в нем нечто новое. То есть, на первый план выходит умение мыслить и чувствовать за роялем; а еще – увлекать своим слышанием и видением других.

Каждый конкурсант имел возможность выбирать инструмент из пяти роялей. Китайцы играли на рояле китайского производителя, “Yangtze River” ( «Река Янцзы»). Константин Емельянов, Арсений Мун и Артем Ясинский выбрали “Yamaha”, а Дмитрий Шишкин – проверенный «Стейнвей». Все выступления транслировались в режиме live на Medici.tv

Открыл прослушивания I тура 25-летний Се Мин из Китая, уже окончивший Джульярд, а ныне учащийся в Школе Гилдхолл в Лондоне. Прелюдия  соль-диез минор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха была сыграна мягко, с ровно шагающим басом. 18-ю Сонату Бетховена  пианист интерпретировал в пасторальном духе – эдакий беспечный венский стиль. Салонный «Ната-вальс» Чайковского, с двумя темами, мажорной и минорной, удачно оттенил энергичный «Экспромт». Все три этюда – «Кампанелла», этюд до-минор Рахманинова и этюд Шопена соль-диез минор, были исполнены точно и аккуратно. В самой же программе обнаружились тональные «рифмы»: три из семи сочинений были выдержаны в тональности соль-диез минор, два – в параллельных тональностях ми-бемоль мажор и до-минор.

Второй конкурсант – 23-летний У Ючун из Китая – при всем сходстве биографий и даже программ – тот же Джульярд и та же 18я соната Бетховена, и этюд Шопена – оказался пианистом менее эфемерным. Звук у Ючуна –  плотный и осязаемый, его манере игры свойственен крупный штрих, размашистость, волевой драматический посыл. У Ючун явственно тяготеет к мужественному,  маскулинному стилю игры.

Следом выступал двадцатилетний Ян И Ке из Канады, выпускник Джульярда, ныне изучающий экономику в Гарварде, но продолжающий заниматься в Музыкальной консерватории Новой Англии. Он энергично начал токкатную Прелюдию соль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, но в фуге, пожалуй, проявились некоторые проблемы с ритмом. Исполнение 28-й сонаты Бетховена ля мажор было взвешенным и продуманным. Vivace, alla Marcia – скерцозный раздел с имитационными перекличками в разных голосах – был сыгран напористо и динамично. Оказалось, впрочем, что и лирика не чужда пианисту.

Константин Емельянов, ученик профессора Доренского и его ассистентов, Николая Луганского и Павла Нерсесьяна, вышел нас сцену, внешне спокойный. По темпераменту Емельянов оказался, скорее меланхоликом, чем холериком:  хрупкая лирика явно ближе его натуре, чем романтические бури, внутреннее важнее внешнего, камерность – важнее репрезентации. Вероятно поэтому была выбрана Соната Гайдна ре мажор Hob 24: Константин сыграл ее подчеркнуто графично, четко и ясно артикулируя, прибегая к стаккато и non legato,  явно подражая суховатому тембру клавесина. Удались три жанровые пьесы – Романс, Характерный танец и Ноктюрн Чайковского.

Вечерние прослушивания открыл Дмитрий Шишкин, в прошлом – ученик Элисо Вирсаладзе. Прелюдия соль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха пролетела, как этюд, живо и бойко; и так же напористо была сыграна  фуга – ровным звуком. Засим последовала 21-я соната Бетховена «Аврора»: «белый» сияющий До-мажор, сугубо подчеркнуты разделы формы, активная пульсация ритма. На Этюде-картине Рахманинова ре-минор открытый тембр звука изменился, став более клубящимся, размытым, подчеркнув, что пианист владеет разными стилями.

20-летний Ань Тяньсю из Китая учится в одном из лучших музыкальных заведений – он студент института Кёртиса в Филадельфии. С него и началась череда «Аппассионат», которую после него отыграли два последних участника первого дня прослушиваний, Арсений Мун и Артем Ясинский. Тяньсю выстроил программу по принципу нарастающей сложности, поставив «Апассионату» и запредельно сложный этюд Листа «Дикая охота» в конце выступления.

Арсений Мун из Санкт-Петербурга, ученик профессора Александра Сандлера, в свои 20 лет уже успел стать лауреатом Юношеского конкурса Вана Клайберна в США  и ряда других. В  игре юноши уравновешивались рациональное и эмоциональное начала.  Он был пылок, порой лиричен, и вместе с тем, в каждую минуту контролировал себя.  После умно сыгранного Баха, последовала взволнованная «Апассионата», три этюда – особенно воодушевленно прозвучал Этюд-картина Рахманинова, а замыкала программу «Думка» Чайковского.

Первый день прослушиваний завершило выступление 30-летнего Артема Ясинского,  родом из Донецка, окончившего свое пианистическое образование в Бремене. Ясинский – зрелый, сложившийся музыкант с ярко выраженным личностным началом. Убедительно сыграл Прелюдию и фугу соль-минор из II тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, довольно канонично – «Апассионату». С нарастающей энергией ритма прозвучал Этюд-картина Рахманинова ля-минор, оркестрально – Этюд ля-минор Листа из цикла «Шесть больших этюдов по Паганини».

Публика реагировала очень живо, приветствуя понравившихся конкурсантов не только аплодисментами, но и криками «браво», Разумеется, с большим энтузиазмом зал встречал своих: Константина Емельянова и Дмитрия Шишкина. Но и Арсений Мун, и Артем Ясинский также удостоились шквальных оваций. На этом первый день прослушиваний завершился: в общей сложности, выступление длились около восьми часов.

Юлия Назарова

Специальность «скрипка»

18 июня в Малом зале Московской консерватории начались прослушивания I тура по специальности «Скрипка»

На конкурсе им. П. Чайковского дан старт состязаниям скрипачей. Традиционно, начало прослушиваний было предварено представлением членов жюри. Среди них – лауреаты Первых премий главного музыкального конкурса нашей страны, представители разных поколений: профессор Московской консерватории и Кельнской высшей школы музыки Виктор Третьяков (Россия), Элмар Оливейра – первый и единственный американский скрипач, обладатель Золотой медали, а также самая молодая победительница – Акико Суванаи (Япония).

Среди членов жюри также: профессор Венской консерватории и Университета музыки в г. Граце – Борис Кушнир (Австрия), скрипач, дирижер и педагог – Дмитрий Ситковецкий (Великобритания), основатель Копельман–квартета, профессор Истменовской школы музыки в Рочестере – Михаил Копельман (США-Россия), победитель конкурса им. Н. Паганини в Генуе, скрипач и дирижер – Сальваторе Аккардо (Италия), а также выдающийся виртуоз – Сергей Крылов (Россия).

Созвучно требованиям времени в состав жюри включены руководители крупнейших музыкальных фестивалей и филармоний. Это исполнительный директор и художественный руководитель фестиваля в Люцерне – Михаэль Хефлигер (Швейцария), венгерский скрипач и основатель фестиваля камерной музыки в Капошваре – Кристоф Барати (Венгрия), генеральный директор Московской государственной академической филармонии – Алексей Шалашов (Россия), глава Международного фестиваля и Академии в Вербье, председатель жюри – Мартин Энгстрем (Швеция).

На сцене Малого зала в первый конкурсный день выступили 8 музыкантов из Бельгии, России, Японии и США. В первой группе участников отыграли: Ольга Волкова (Россия), Китагава Чиса (Япония), Равиль Ислямов (Россия) и Канагава Маюми (США). После перерыва, с 19:00 на сцну Малого зала вышли: Хаттори Моне (Япония), Диана Пасько (Россия), Чой Элли (США), Марк Бушков (Бельгия). Открыла прослушивание россиянка Ольга Волкова.

В программу I тура скрипачей в качестве обязательных сочинений традиционно входят части из Сонат и Партит для скрипки соло И. С. Баха (Адажио и фуга из Сонаты №3 до мажор или Чакона из Партиты №2 ре минор), два каприса Н. Паганини (Каприс №24, и один по выбору участника), «Вальс-скерцо» П. Чайковского, а также одно или несколько произведений на усмотрение конкурсанта. Из восьмерых выступивших шестеро отдали предпочтение Чаконе, и только двое выбрали Адажио и фугу.

Среди каприсов Н. Паганини в первый день наблюдалось значительное разнообразие: №№ 3, 4, 7, 9, 10, 17. Наиболее популярным из них оказался Каприс №17. Помимо обязательного 24-го, его выбрали трое: Равиль Ислямов, Диана Пасько и Хаттори Моне. Публика услышала три совершенно разные интерпретации знаменитого сочинения.

Яркий репертуарный спектр был представлен и среди произведений «по выбору». Здесь доминировали сочинения Э. Изаи: Соната для скрипки-соло №3 (Ольга Волкова), и №5 (Марк Бушков), «Элегическая поэма» (Китагава Чиса), а также «Вальс-каприс» Э. Изаи – К. Сен-Санса (Чой Элли). Кроме них прозвучали стилистически «полярные»: прелюдии из цикла «24 Прелюдии», Д. Шостаковича в транскрипции для скрипки и фортепиано Д. Цыганова (Ольга Волкова и Диана Пасько), Соната-фантазия памяти Давида Ойстраха для скрипки соло И. Фролова (Равиль Ислямов), три пьесы Дж. Гершвина-Я. Хейфеца «Bess, you is my woman now», «Summertime», «It ain’t necessarily so» (Канагава Маюми) и Фантазия на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст» Г. Венявского (Хаттори Моне).

Первый тур, как один из наиболее событийных конкурсных этапов, привлек активное внимание слушателей. Малый зал консерватории заполнила публика разных возрастов. Примечательно, что большинство в ней определила скрипичная молодежь – студенты консерватории, колледжей и учащиеся школ. Многочисленные любители музыки, профессионалы-скрипачи и журналисты горячо приветствовали участников, в зале царила доброжелательная, праздничная атмосфера.

19 июня прослушивания Первого тура скрипачей продолжатся в Малом зале консерватории с 12.00 и с 19.00.

Ирина Лежнева


Специальность «виолончель»

В Петербурге завершился первый день прослушивания участников Первого тура по специальности «виолончель». На сцене Малого зала Петербургской филармонии выступили конкурсанты, представляющие три континента: Евразию, Южную и Северную Америку.

Состязание виолончелистов в 13:00 открыла Сенья Руммукайнен из Финляндии. Следующими в дневном конкурсном блоке выступили самые молодые участники – семнадцатилетние Чен Ибай из Китая и Га Юн Ким из Южной Кореи, а также  еще одна корейская виолончелистка Ха Янг Чой.

В вечернем блоке, начавшемся в 19:00, играли Сантьяго Каньон-Валенсиа из Колумбии,  Анастасия Кобекина (Россия), которые уже принимали участие в прошлом конкурсе и сейчас вернулись более опытными «игроками», а также Александр Симон Варенберг (Нидерланды) и Эдвард Йоханнес Грэй ( США).

В качестве обязательного произведения программы прозвучала пьеса Чайковского Pezzo capriccioso, op.62, созданная композитором за неделю в 1887 г. и практически сразу ставшая классикой виолончельной музыки. Прозвучали все рекомендованные к исполнению на конкурсе виолончельные сюиты Иоганна Себастьяна Баха (Прелюдии и Сарабанды), от Третьей до Шестой, но самыми популярными у участников стали до мажорная Сюита №3 и ре мажорная Сюита № 6 – они прозвучали по три раза, Га Юн Ким и Эдвард Йоханнес Грэй и (замыкающие каждый свою половину дня) предпочли сыграть соответственно ми-бемоль мажорную № 4 и до минорную № 5. В качестве романтической сольной виртуозной пьесы участники конкурса должны были выбрать один из 12 каприсов (кроме №1) для виолончели соло итальянского композитора XIX века Альфредо Пиатти, аналогичные по сложности и эффектности скрипичным каприсам Паганини. В итоге слушатели первого дня дважды услышали каприсы № 3 (Сенья Руммукайнен, Эдвард Йоханнес Грэй), трижды № 7 (Чен Ибай, Га Юн Ким и Анастасия Кобекина), № 2 Александр Симон Варенберг, № 10 (Сантьяго Каньон-Валенсиа) и № 12 (Ха Янг Чой). В свободном блоке программы в первый день прозвучало много музыки XX века, представленной всеми состязающимися музыкантами на очень высоком художественном уровне. Большинство самых запоминающихся музыкальных моментов этого дня были как раз связаны с интерпретацией современной музыки. Кроме сонаты Сергея Прокофьева в исполнении Анастасии Кобекиной, все остальные участники исполняли музыку европейских композиторов от Дебюсси (сочинения начала ХХ века) до Эса-Пекки Салонена (сочинение начала XXI века), в том числе Бриттена, Пендерецкого, Лигети, также классика аргентинской музыки ХХ века Хинастеры.

Выступления всех участников в режиме on-line транслировались информационным партнером конкурса, каналом Medichi (https://tch16.medici.tv). Благодаря установленным в зале камерам меломаны со всего мира могут стать соучастниками выдающегося музыкального события и составить свое мнение о мастерстве конкурсантов. Все сделанные на конкурсе записи размещаются в архиве, где их можно посмотреть бесплатно.

 19 июня в Малом зале выступят еще девять участников первого тура (Иван Сендецкий, Митияки Уэно, Василий Герасимес, Эля Коэн Вейссерт, Чонхэн Ли, Харума Сато, Сандра Лид Хага, Мизуно Юя, Златомир Фанг). Прослушивания начнутся в 12:00 и завершатся в половине одиннадцатого ночи с перерывом на обед с 15:50 до 19:00.

Наталья Кожевникова


Специальность «сольное пение»

Волнуются на старте Шестнадцатого международного конкурса им. П. И.Чайковского все – и слушатели, и солисты, и, почти не сомневаюсь, члены жюри, и блогеры, и наверняка сам Валерий Гергиев. Как пройдет? Какие новые имена откроются? Зал Мусоргского в Мариинском-2 снова принимает участников первого тура в номинации «Сольное пение». Конкурс Чайковского держит свою высочайшую марку, превосходя ожидания меломанов в собирании феноменального звездного жюри. В этом году в нем оказались такие персоны как королева бельканто Эдита Груберова, едва ли не впервые оказавшаяся в Петербурге, знаменитый финский бас Матти Салминен, известный своими роскошными интерпретациями Бориса Годунова, меццо-сопрано Сьюзен Грэм, итальянский бас Ферруччо Фурланетто (пару дней назад исполнивший партию короля Филиппа в «Дон Карлосе» Верди в Мариинском, а 25 июня выйдет вместе с Пласидо Доминго в «Симоне Бокканегра» Верди), американский тенор Нил Шикофф, который пел на протяжении несколько сезонов в «Иудейке» в Михайловском театре, в «Билли Бадде» Бриттена, в «Паяцах» Леонкавалло). Одного этого списка достаточно, чтобы прийти в состояние особой экзальтации. Выступить перед этими выдающимися мастерами – особое искусство, требующее мужества, выдержки, абсолютной уверенности и куража, чтобы грамотно использовать уникальнейший шанс.

Жребий первой открывать конкурс в номинации «Сольное пение» выпал сопрано Анне Мурадян из России. Самым первым номером конкурса вокалистов стал речитатив и ария Лейлы из «Искателей жемчуга» Бизе, вторым номером – романс «Ночи безумные» Чайковского и завершило ее выступление ария Деспины Il uomini il soldati из «Так поступают все» Моцарта. Очень уверенное выступление Анны заключалось в соблюдении самых важных пунктов – техничности, умении быстро переключаться с одного стиля на другой и корректной эмоциональности подачи – задало отличный тон конкурсу. Сопрано Анастасия Лерман справилась с арией Памины из «Волшебной флейты» Моцарта, прочувствованно исполнила «Колыбельную» Чайковского и арию Джильды Caro nome из «Риголетто» Верди. Первым меццо-сопрано стала участница под номером «3» Дарья Черний. В ее манере и эмоциональности чувствовалась школа Ирины Богачевой. Ария Орфея о потере Эвридики из «Орфея и Эвридики» Глюка и последовавшая за ней сцена Вани «Бедный конь в поле пал» из «Жизни за царя» Глинки требовали от певицы умелого и очень тонкого и точного переключения стилей. Сопрано Анна Викулина отличилась предельной деликатностью в арии Seufzer Tranen из Двадцать первой кантаты Баха, которое передалось и последней арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Эмоции певицы были под строгим контролем в романсе Чайковского «Средь мрачных дней». Первой зарубежной участницей первого тура вокалистов стала Елизавета Агладзе из США. Программа ее выступления была контрастной и состояла из знаменитой арии Ксеркса Ombra mai fu из «Ксеркса» Генделя и арии принцессы де Буйон из «Адрианы Лекуврёр» Чилеа. Песню-романс «Я ли в поле да не травушка была» Чайковского она представила в очень камерном ключе, завершив последний куплет в почти народной манере. Выступление сопрано Екатерины Коничевой-Аладьиной, увы, не состоялось в задуманном масштабе. В перерыве между выступлениями председатель жюри в номинации «Сольное пение» Сара Биллингхерст-Соломон, отвечая на вопрос телекомментатора конкурса Чайковского, поделилась своими мыслями об этом досаднейшем срыве: «То ли нервы сыграли свою роль, то ли плохое самочувствие исполнительницы, но не в компетенции жюри было остановить ее выступление. Мы, члены жюри, настроены исключительно положительно и все очень переживаем за каждого конкурсанта». Первым тенором вокального конкурса стал Александр Михайлов, вызвавший крики «Браво!» после романса Чайковского «То было раннею весной». Его принц Тамино в «арии с портретом» из «Волшебной флейты» Моцарта получился очень решительно настроенным, что получило свое продолжение и кульминацию в арии Макдуфа Ah la paterna mano из «Макбета» Верди. Китайский бас Хуан Чжунпэнь буквально захватил слушателей в арии Бартоло La vendetta из «Свадьбы Фигаро» Моцарта своим легким и грациозным бассо кантанте. В ариозо короля Рене из «Иоланты» Чайковского было заметно старание певца исполнить музыку на хорошем русском. Но и второй номер он решился исполнить на русском тоже – проникновенный романс «Средь шумного бала» Чайковского. Завершала первый день первого тура вокалистов на конкурсе Чайковского кореянка Джо Пуреум. Театральность, эмоциональность и желание страстно рассказать разные истории своих героинь стали отличительными чертами ее яркого выступления, состоявшего из арии Клеопатры из «Юлия Цезаря в Египте» Генделя, арии Маргариты «с драгоценностями» из «Фауста» Гуно, в которой она так тщательно передала процесс дьявольского соблазнения и романса-песни «Я ли в поле да не травушка была» Чайковского, исполненного с невероятным драматизмом.

Владимир Дудин

Возврат к списку