image/svg+xml

Новости

25 июня 2019

Дневник седьмого дня XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

image

24 июня

В Академической капелле Санкт-Петербурга вчера завершились конкурсные прослушивания участников первого тура в номинации «Медные духовые». 

Из 14 конкурсантов, выступающих в этот день, снова было немало ярких личностей, одна из которых талантливая валторнистка из Кореи Хаери Ю. Это единственная девушка из всех участников брасс-состязания. Окончив Университет Ёнсе в Сеуле, Хаери успела завоевать немало побед на международных музыкальных конкурсах. Ее выразительную игру отличают элегантность и теплота. Вслед за прозвучавшим Концертом для валторны ми бемоль мажор KV 417 Вольфганга Амадея Моцарта, Хаери виртуозно исполнила Скерцо «Охота» Виталия Буяновского и Баркаролу «Июнь» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского (в транскрипции Антона Усова). Эту же последовательность пьес в утреннем блоке конкурсного прослушивания сыграли еще два валторниста: Андрей Смаль (Беларусь), артист Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова и Феликс Дерво (Франция), концертмейстер оркестра Лионской национальной оперы и Амстердамского Королевского оркестра Консертгебау. Оба одаренных музыканта необычайно разные творческие натуры. В сравнении с хладнокровным Моцартом Дерво у Смаля концерт для валторны австрийского гения прозвучал галантно. В Баркароле Чайковского Феликсу Дерво удалось передать элегическое настроение миниатюры с ее тончайшей лирикой. У Андрея Смаля валторна звучала невероятно красиво и обволакивающе. Скерцо «Охота» Буяновского музыканты исполнили технично плотным размашистым звуком, свободно распоряжаясь тембровыми возможностями инструмента. Замыкал первую четверку конкурсантов российский тубист Фёдор Шагов, выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных и Университета зальцбургского Моцартеума. В настоящее время он является солистом Государственной академической симфонической капеллы России. СначалаФёдор Шагов исполнил Вариации в старинном стиле Томаса Стивенса, старательно артикулируя фразы и безукоризненно чувствуя барочный стиль сочинения, а затем поразил своим неординарным прочтением сложнейшего каприччио для тубы соло Кшиштофа Пендерецкого. Бельгиец Жан Ксоннё, выступивший вслед за Фёдором Шаговым, оставил неординарные впечатления, благодаря своей интеллектуальной игре. Концертмейстер группы тромбонов оркестра Санкт-Петербургской государственной академической капеллы Дмитрий Крылов – превосходный музыкант. Кульминацией его конкурсного выступления стало безукоризненное исполнение Концерта для тенорового тромбона нижегородского композитора Аркадия Нестерова. Неистовые пассажи и оригинальный музыкальный язык сочинения не оставили равнодушной публику зала, устроившей музыканту овации. Не менее достойным соперником Дмитрия Крылова стал итальянец Питер Стейнер, солист оркестра Венской государственной оперы и Венской филармонии. Он впечатлил своей невероятной исполнительской техникой и широкой амплитудой звучания. Его игра была свободна и сугубо индивидуальна. Ярко и образно Питер передал характерные черты в каждом из прозвучавших произведений. После Симфонии Джованни Баттиста Перголези тромбонист стремительно и броско исполнил Концерт Лауни Грёндаля. Для Питера Стейнера конкурсное выступление оказалось сродни концерту, настолько артистичен и ярок он был на сцене. Ту же программу представил швейцарский коллега музыканта Тобиас Лэнг, солист оркестра Цюрихской оперы. Еще один участник оркестра Государственной академической капеллы России – Владимир Мезенцев (валторна) академично исполнил Концерт Моцарта, а скерцо «Охота» Буяновского отстраненно и несколько суховато. Зато в Баркароле «Июнь» из цикла «Времена года» Петра Чайковского игра музыканта оказалась очень созерцательной, полной покоя и безмятежности. Самым молодым участником в номинации «Медные духовые» стал турецкий валторнист Бора Демир, солист Немецкого симфонического оркестра Берлина. Его трактовка Концерта ми бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта оказалась несколько тяжеловесной, временами не хватало сноровки и свободы исполнения. То же касалось прозвучавших затем сочинений Буяновского и Чайковского. Французский трубач Флоран Фарнье, выпускник консерваторий Анси и Парижа сейчас играет в Национальном оркестре Лиона. Исполнительское искусство этого интеллектуального музыканта находится на очень высоком уровне. Игру швейцарского тромбониста Лукаса Тифенталера, выпускника Берлинского университета искусств характеризуют упругость и педантизм. Он очень пристален к деталям и штрихам в исполнении каждого из сочинений. Концерт для тромбона Анри Томази Лукас сыграл весьма импозантно с элементами гротеска и самоиронии, а симфония Джованни Батиста Перголези оказалась очень ясной и цельной по форме. Последним участником программы первого тура стал виртуозный американский трубач Ансель Норрис, солист Филармонического оркестра Нейплса (Флорида, США). Безмятежно сыгранный Концерт ми бемоль мажор для трубы Йозефа Гайдна оттенили синкопированные «Каскады» Алена Виззутти и романтическая «Легенда» Джордже Энеску.

В конце продолжительного музыкального дня конкурсного марафона все члены жюри после итогового обсуждения сообщили имена молодых музыкантов, кому довелось пройти во второй тур. Ими стали 16 человек: Юн Женг (Китай, валторна), Алексей Лобиков (Россия, тромбон), Флорис Онстведер (Нидерланды, труба),  Хоу Чуан-ан (Китай, Тайвань, труба), Джон  Ромеро (США, тромбон), Даниэль Барт (Германия, туба), Келтон  Кох (США, тромбон), Майкл Бьюкенен (Великобритания, тромбон), Жасулан Абдыкалыков (Казахстан, труба), Бенджамин Голдшейдер (Великобритания, валторна), Энрике Сантос Коста (Португалия, туба), Хаери Ю (Корея, валторна), Феликс Дерво (Франция, валторна), Федор Шагов (Россия, туба), Питер Стейнер (Италия, тромбон) и Ансель Норрис (США, труба). 

Прослушивания второго тура состоятся сегодня в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга.

Виктор Александров 

Возврат к списку